ЖКХ Проблема современности - как сделать работу всех коммунальщиков и УК качественной и доступной по ценам, ДольщикЕдва ли не ежедневно положение дел в отрасли отражается в сообщениях СМИ. Из недавних новостей — МВД расследует два крупных дела о хищениях и мошенничестве при ремонте жилья и инженерных коммуникаций в Петербурге и Дагестане. Среди подозреваемых и обвиняемых — чиновники, менявшие, по версии следствия, старые трубы на старые и переводившие деньги на капремонт ветхих домов на фиктивные счета, и предприниматели, создававшие видимость обновления инфраструктуры. Мэрия города на Неве начала обучать администрации районов и управляющие компании (УК) правильному начислению платежей за квартиры — «чтобы не допускать головотяпства». Проблема цены и качества коммунальных услуг обсуждается на самом высоком уровне. 5 февраля этого года на совещании в Сочи по проблемам ЖКХ Владимир Путин обрушился на нерадивых чиновников и УК, которые задирают тарифы. Президент ретранслировал недовольство обывателей, получивших по новым правилам гигантские в их понимании счета: «Начался очень быстрый рост тарифов, причем в отдельных вопиющих случаях — двух- и трехкратный рост <…> На граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или потери, связанные с нелегальным подключением». Рост тарифов не сопровождался адекватным повышением качества услуг.

Внимание президента к жилищно-коммунальной сфере обоснованно. Цена владения и обслуживания жилья касается каждого гражданина страны. Их размер и соответствие доходам отражаются на настроениях обывателей. По данным недавних опросов ВЦИОМ, более половины граждан считают ситуацию в ЖКХ ключевой проблемой страны. Больше всего горожан волнуют цены: рост стоимости коммунальных услуг стал серьезной нагрузкой для бюджета 72% опрошенных, 8% считают нынешние цены непосильными. Только для 13% оплата коммунальных платежей не представляет трудностей. Понятно, что это влияет на отношение избирателей к властям, отпустивших, по мнению граждан, тарифы.

Реформа ЖКХ началась в 2003-2004 гг. Ее целями были демонополизация коммунальных услуг, повышение их качества при сохранении доступности и создание обширного слоя ответственных собственников жилья в многоквартирных домах. Труднейшая задача для рынка, который в середине 2000-х гг. оценивался в 800 млрд руб., а сейчас вырос до 4 трлн руб. (оценка вице-премьера Дмитрия Козака). Некоторые сферы ЖКХ — водоотведение, канализация и переработка мусора — относятся к естественным монополиям (считается, что это спасает от строительства дополнительных мусоросжигающих заводов или возникновения новых свалок). Трудно представить конкуренцию и в теплообеспечении больших городов.

Частные компании в основном управляют и обслуживают жилой фонд. Претензии к их работе возникают довольно часто: необоснованные повышения цен на услуги; фальшивые счета, которые присылают уже отстраненные от управления домами фирмы и нередко оплачивают доверчивые граждане; угрозы людям, не желающим удовлетворить их аппетиты. У недобросовестных компаний есть немало способов махинаций, чтобы «нагреть» доверчивых и нелюбопытных жильцов. Например, кроме требований оплачивать счета на общедомовые нужды, которые должна оплачивать сама УК, некоторые столичные компании требовали платить за воду не по показаниям установленных счетчиков, а по нормативам, что в 2-3 раза выше реального расхода. Кто-то платил, не вникая в детали. Случается, что тем, кто продолжает платить по счетчику, УК угрожает судом. Выигрывают настойчивые жильцы, пишущие запросы в расчетные центры, в местные радио- и телекомпании и жалобы в прокуратуру. Даже если у УК есть связи в органах, ей невыгоден публичный скандал, который может привлечь внимание наверху и последующие проверки с пристрастием.

Но на рынке появилось и немало добросовестных фирм, занятых управлением и обслуживанием многоквартирных домов, своевременно и полно раскрывающих информацию о платежах. Многие из нас успели позабыть о нетрезвых сантехниках и электриках и длительном, нередко напрасном, ожидании их появления, грубость диспетчеров и т. п.

Но как сделать работу всех коммунальщиков и УК качественной и доступной по ценам и изгнать с рынка откровенных хапуг и жуликов? Владимир Путин призвал к укреплению государственного и общественного контроля за ЖКХ. Рекомендации первого лица верны лишь отчасти. Повторимся: важная и большая часть коммунальных услуг остается сферой деятельности естественных монополий. Их тарифы нередко росли быстрее, чем цены на услуги УК, что повышало расходы и снижало прибыли и обороты последних, уменьшало их возможности по ремонту инфраструктуры и приобретению нового оборудования. Компании вынужденно повышали цены, чтобы сохранить доходы.

Кроме того, работа сомнительных УК и товариществ собственников жилья (ТСЖ) вряд ли возможна без прикрытия заинтересованных чиновников. Яркий пример — недавняя история в Туле. Доклад фонда «Институт экономики города» (ИЭГ) описывает, что администрация города наметила собрания жильцов по выбору УК на 10 часов утра понедельника, 6 августа, в самый разгар отпусков, сразу в 1000 (!) многоквартирных домов. Когда позднее удивленные жильцы захотели ознакомиться с протоколами собраний, выяснилось: документы уничтожены по соображениям «сохранности персональных данных» участников, вопреки требованиям Жилищного кодекса. Результатом этого, утверждают авторы доклада ИЭГ, стал серьезный передел рынка УК в областном центре. Известно и другое: в ходе недавней проверки выяснилось, что многие московские ТСЖ оказались липовыми, протоколы собраний об их создании подделаны. Тем не менее органы, ответственные за регистрацию, закрывали глаза на явные нарушения процедуры.

Возможное ужесточение государственного и общественного надзора вытеснит с рынка ЖКХ откровенный криминал, но его не так много. А чрезмерный госконтроль усложнит деятельность добросовестных компаний. Возможные запреты на повышение цен с предвыборным замораживанием тарифов естественных монополий приведут к тому, что неаффилированный с чиновниками бизнес не сможет развиваться и обновлять оборудование. Уже сейчас, по словам Сергея Сиваева из ИЭГ, некоторые компании переходят от управления домом к его обслуживанию. Незаметная, на первый взгляд, смена профиля означает, что жильцы оказываются один на один с водо- и теплоснабжающими организациями и будут вынуждены, если им вдруг понадобится, сами вызывать аварийные службы.

Точного рецепта для исправления ситуации нет. Необходимы и доступные долгосрочные кредиты, и гарантии собственности, и четкие правила игры, допускающие к конкурсу всех участников (критерий минимальной цены не должен быть решающим). Но деполитизация цен на услуги ЖКХ и УК — необходимое условие решения проблем.

Общий размер жилого фонда

Источник: http://www.irn.ru