dol-4О пресловутых четырёхстах сравнительно честных способах отъёма денег читатели Золотого телёнка знают с детства. Правда, Остап Бендер, герой И.Ильфа и Е. Петрова, грабил в основном других жуликов и стяжателей. Наше же социальное государство (так написано в Конституции РФ) обирает самых бедных и обездоленных. На этот раз — жильцов многоквартирных домов; владельцы элитарных новостроек могут спать спокойно.
Речь, конечно же, о недавних федеральных законах № 270 и 271, которые обязывают несчастливчиков, проживающих в сталинках,хрущёвках, улучшенках и т.д., ежемесячно перечислять деньги на будущий капитальный ремонт их домов.
Оценить эту правительственную инициативу уместнее всего словами тех же классиков: Дерут с трудящихся втридорога! (12 стульев). Видимо, наши правители уверены, что у народа до последней копейки ещё далеко, говоря словами царского премьера Н.В. Коковцева, которому в 1907 году о неподъёмности налогов на крестьян говорили иностранные корреспонденты. О том же салтыковское Ён достанет!, ставшее аттестацией долготерпения и покорности задавленного поборами российского труженика.
Грабительский характер, непроработанность и коррупциогенность навязанного закона о капремонте впечатлила даже наших послушных законодателей. Против коммунального удушения кировчан проголосовали 19 депутатов заксобрания, ещё трое воздержались.
Более того, есть серьёзные сомнения даже у самих чиновников, в частности — у главы департамента жилищно-коммунального хозяйства Л.И. Князькина: Если в Кировской области федеральная программа капремонта не будет достигать цели и в фонд не будут отчисляться деньги за ремонт, то мы вынуждены будем в следующем году (!) в бюджете субъекта заложить деньги на капремонт (Репортёръ от 28 ноября 2013 года).
Законный вопрос: зачем целый год опасно экспериментировать с несчастным подопытным населением? Почему не задействовать бюджетные деньги сразу, с нового года? Напрашивающийся ответ: благополучный рапорт Н.Ю. Белых правительству именно сейчас повышает его шансы на второй губернаторский срок. Не случайно он решительно отмёл все предложения оппозиционных фракций, в чём и был привычно поддержан большинством единороссов (БН от 1 декабря 2013 года).
Между тем стопроцентное наполнение фонда капремонта не поборами с нищего населения, а за счёт наших общих средств, то есть за счёт областного бюджета, — решение вполне реалистичное. Тем более что 10 процентов от расчётного 1 миллиарда 388 миллионов рублей должен добавить центр.
Для области один миллиард – капля в море, если вспомнить о тратах чиновников на самих себя, на их празднично-лапотные иоколокультурно-конкурсные междусобойчики, на странные внезапные выплески необъяснимой начальственной щедрости — за наш, конечно же, счёт. Кто, например, публично обсуждал и благословлялполуторамиллионное (о, боже!) субсидирование никем из специалистов по топонимике не рецензированной дилетантской книги родов? Или произвольную раздачу премий (за какие-нибудь отнюдь нешедевральные бордюры-поребрики) знакомым или знакомым знакомых?
А сколько миллионов съели, съедают и будут съедать глубоко и беспросветно убыточные губернаторские СМИ, копирующие не только материалы друг друга, но и повторно тискающие публикации десятилетней давности? А 30 миллионов (не считая денег на переделку), которые вместе с губернаторским кирово-чепецким мостом то тонут, то вмерзают в речку Чепцу, то повисают в воздухе? А перинатальный центр, аэропорт, разъезжающиеся новые дороги и т.д. и т.п. – см. неангажированную прессу.
Да и городской бюджет у нас, видно, избыточный, если способен выдюжить ежемесячную тридцатитысячную аренду суперавто для градоначальника, миллионные ремонты невидимых миру кабинетов и многое-многое другое. Только за проекты так и не построенных объектов из горбюджета вылетело в трубу более 100 миллионов рублей. А содержание самих никчёмных чиновников-напёрсточников, штаты которых в нашем депрессивном регионе раздуты едва ли не круче всех в стране?
Короче, в отсутствие безответственных чиновничьих сумасбродств, минимально разумный бюджет спокойно закроет потребности нового коммунального фонда.
Принимать закон Об установлении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области депутаты были вынуждены практически вслепую – столько в документе белых пятен.
Как всегда, не готовы и местные власти, которые не разработали обещанную правительству 30-летнюю программу капремонта регионального жилфонда. Не определён региональный оператор, который будет (как, по каким нормам?) устанавливать очерёдность ремонтов. Ничего неизвестно о наблюдательном (попечительском) совете, который будет контролировать регионального оператора.
Пока полная ясность только по трём пунктам. 1.Содержать всех этих невнятных операторов и наблюдателей будем мы с вами, теряя деньги, предназначенные для капремонта.
2. Правительство хочет, чтобы наши деньги ухали в общую бездонную бочку, а не копились на конкретном банковском спецсчёте конкретного дома. Чтобы открыть спецсчёт, надо оформить его молниеносно, в три месяца (причём от неизвестной даты), и обязательно по решению собрания жильцов (общий котёл решения не требует), причём спецсчётещё и не подлежит страхованию.
3. Главное же, что не вызывает сомнений, железобетонное намерение власти во что бы то ни стало взять наши деньги, причём немедленно, – несмотря на очевидную неплатёжеспособность населения, абсолютнуюнепроработанность закона (ни одного определённого механизма!) и его явно антинародные цели. Мы не увидим ни своих денежек, которые, как всегда, уплывут в неизвестном направлении, ни отремонтированных домов.
Элеонора Головина Вятский наблюдатель